Тема: Кружковая работа для детей 6 – 7 лет «Очень умелые ручки»
Кружок «Очень умелые ручки» в подготовительной группе, начал свою работу с октября месяца 2016 г. Посещает кружок 12 детей, 1 раз в неделю (4 раза в месяц- 26 занятий в год, продолжительность: 25 — 30 минут). Определив направление в работе, я приступила к их реализации.
На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Диалоги на занятиях между мною и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится» или «почему не нравится» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия, которые способствуют сокращению времени на изложение теории.
Целью моей работы является:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Задачи:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности. Содержательным компонентом программы кружка «Очень умелые ручки» является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.
Ожидаемые результаты работы:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Развитие творческих способностей дошкольников происходило в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствовала практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, крупы, солёного теста, плодов растений, природного и бросового материала и т. д.) в полной мере отвечала потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста.
Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволила ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
В процессе ручного труда создавались условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей, формировались все психические процессы, развивающие творческие способности и положительно –эмоциональное восприятие окружающего мира.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки.
В конце учебного года дети дошкольного возраста смогут:
— владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, крупой, природным материалом, бросовым и таким инструментом как (ножницы).
— выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
— планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
— разрезать бумагу по нанесенным меткам;
— работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
— изготовлять поделки из природного и бросового материала.
Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у одного ребёнка творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у четверых обследуемых детей творческие способности в ручном труде находятся на среднем (подражательно-исполнительском) уровне, у семерых на высшем уровне.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
На начало этапа работы кружка уровень развития творческих способностей дошкольников в группе составил 56 %.
По окончании работы кружка ручного труда-86%.