Работа кружка «Уран тарбахтар» носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.  Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.

Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей — несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки». Художественная деятельность — наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.

         Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

         Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету — все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

         Цель программы — развитие творческих способностей детей и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.);

— овладение разными технологическими приемами обработки материала;

— приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие: Развитие у детей творческих способностей, воображения, фантазии, наблюдательности, мышления, памяти, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.         

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, чувство ответственности, коллективизма, вызывать положительные эмоции,  аккуратность, трудолюбие и  целеустремленность.

Кружковая работа  организована во второй половине дня. Занятия  проводятся по выбору родителей и детей, 1 занятие в неделю.

       Занятия   построены  с использованием следующей  литературы:

  1. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные   техники, планирование, конспекты занятий». ТЦ «Сфера» М. 2005.;
  2. Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду: Комарова Т.С.

Кн. Для воспитателя д/с. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: просвещение, 1991.;

  1. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая группы). Лыкова И.А. М.: Карапуз-дидактика, 2009. «Цветные ладошки»;
  2. Азбука конструирования «Лесные поделки» — занятия с детьми. – ООО «Карапуз-Дидактика», 2007;
  3. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 48 с.;
  4. Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил.;
  5. Поделки из природных материалов/ авт.-сост. О.В. Белякова. М.: АСТ: АСТ    Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 316
  6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2008.
  7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми  3-7 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005.
  8. «Детский дизайн. Пластилинография».   Давыдова Г.Н.

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования кружка «Уран тарбахтар»:

— Знают и называют некоторые нетрадиционные техники рисования (рисование тычком, способом набрызга, печатания и др.); умеют пользоваться жесткой кистью; умеют располагать рисунок по всей поверхности листа; умеет смешивать краски; развито творческое воображение.

— Приобретают  и расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве.

— Знают теоретические основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем, иголкой.

— Правильно и грамотно изготовляют  несложные поделки из бумаги, пластилина, ткани, природного материала.

— Применяют в повседневной жизни полученные знания и умения.

Выделяются  четыре раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью и нитками.
  3. Работа с бросовым материалом.
  4. Работа с пластилином.

Содержание занятий кружка «Умелые руки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  В каждой разновозрастной группе перед детьми разного возраста ставятся определённые задачи.

Руководствуясь личностно — ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка,   предусматривается  решение следующих задач:

  1. Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.
  2. Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
  3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
  5.       Вариативность творческих способностей.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Формы и методы обучения

Занятия проводятся в форме:

— развивающих игр;

— занятий-игр;

— проведения выставок;

— праздничного оформления помещений;

— участия в конкурсах.

Формы деятельности:

— групповые;

— индивидуально-групповые.

Методы деятельности:

— объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);

— репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).

 

Перспективный план занятий по ручному труду «Уран тарбахтар»

Тема Учебно-воспитательные задачи Оборудование  Дата
1 Цветок Познакомить детей с флористикой.

Учить детей работать с хрупким материалом. Развивать художественный вкус детей, творческие способности.

Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. Сентябрь
2
3 «Семья весёлых ежей» Закреплять навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать в коллективе Сухие листья, клей ПВА, ножницы клеёнки, кисточки. Сентябрь
4
5 Мишка косолапый Закреплять навыки работы с природным материалом. Развивать художественный вкус. Воспитать усидчивость, желание доводить дело до конца. Картон, пряжи разных цветов, салфетки, клеёнки, кисточки. Октябрь
6
7 Коллективная работа «Бабочки» Закреплять умение работать с шаблоном, использовать в работе пряжу. Способствовать развитие художественного вкуса. Картон, пряжи разных цветов, салфетки, клеёнки, кисточки. Октябрь
8
9 «Осеннее дерево» Развивать умение работать с разным материалом. Совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно. Песок, стружка от заточки карандашей, клей, картон. Ноябрь
10
11 «Сказочный домик» Учить детей делать сказочный домик по образцу с внесением своих изменений и дополнений.

Закреплять умение анализировать образец.

Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. Ноябрь
12
13 «Метель» Развивать эстетические чувства: чувства света, пропорции, композиции. Маленькие стеклянные банки, пластилин, блески, тряпка. Декабрь
14
15 Ёлочки — игрушки Учить детей мастерить игрушку из различных материалов, использовать для ее украшения новогодней ёлки. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. Цветная бумага, прицепки, фольга, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. Декабрь
16
17 Куколки Продолжать учить детей делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относится к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетические навыки. Бумага А4, нитка, клей, гофрированная бумага. Январь
18
19 Снежинка Закреплять умение работать по рисунку. Развивать художественный вкус. Чёрный картон, спички, клей. Январь
20
21 Моряк (работа с прищепкой, подарок папе) Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать ее в качестве подарка. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. Прищепки деревянные, шаблоны деталей, цветной картон, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. Февраль
22
23 Бусы для мам Закреплять умение детей работать с бумагой. Развивать фантазию, эстетический вкус. Воспитать любовь к родным. Цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, нитка, клей. Март
24
25 Плетёные салфетки Учить детей работать с тканью. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. Два куска цветной ткани размером 25х33 см, клей, ножницы, клеёнки, кисточки. Март
26
27 Птица Совершенствовать умение работать с различными материалами. Создать с помощью перья объёмную поделку. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус и самостоятельность. Картон, перья, бусинка, клей. Апрель
28
29 Лебедь Познакомить с новым материалом. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. Гофрированная бумага, бусинка, клей, рыбная чешуя, клеёнки, кисточки. Апрель
30
31 Бабочки Учить работать детей с выкройкой. Самостоятельно располагать и наклеивать детали. Закрепить умение работать с ножницами. Журналы, скотч, ножницы. Май
32
33 Клубника Закреплять умение работать шаблоном. Побуждать проявлять аккуратность в процессе работы. Воспитывать трудолюбие. Картон, шаблоны, клей ПВА, ножницы, салфетки розовых и зелёных  цветов. Май
34

 

 

 

 

 

 

Самоотчет по кружковой работе

В течение 2018-2019 учебного года запланировано 34 занятия по кружковой деятельности «Уран тарбахтар» в подготовительной группе. С октября по февраль было проведено 21 занятие.

Кружковая работа обеспечила развитие детских замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, затем к самостоятельному целеполаганию.

В ходе кружковых занятий у детей наблюдалось:

— развитие творческих способностей,

— формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.

  1. Дети узнали понятие о разных линиях: вертикальных и горизонтальных, а также понятие о точке отсчета
  2. У детей развили цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, дети научились подбирать цвет к фону.
  3. Дети научились плоскостному моделированию — умение составлять из прямых линий изображения предметов и композиции.
  4. Дети научились владеть иголкой и ниткой.
  5. У детей сформированы усидчивость, терпение, внимательность, старательность, эстетический вкус, объяснительная и доказательная речь.

Темы для занятий подбирались с учетом природных явлений и  возрастных возможностей детей. В конце пройденной темы организовывалась выставка детских работ.

Вывод:

Работа по кружковой работе способствует:

— всестороннему развитию ребенка: развиваются мыслительные операции, личностные качества, мелкая моторика;

— развитию художественного вкуса детей, творческих способностей, умению работать в коллективе

Свой педагогический опыт по организации кружковой деятельности «Уран тарбахтар»  представила:

Показ кружковой деятельности для слушателей курсов ИРОиПК Сертификат ИРОиПК
Республиканская выставка декоративно-прикладного творчества педагогов в рамках инвестиционно-педагогической  ярмарки «Сельская школа. Образовательная марка — 2016» Сертификат МО РС (Я)
Публикация плана работы по кружковой деятельности https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/02/11/perspektivnyy-plan-zanyatiy-po-ruchnomu-trudu-uran

 

 

Работы моих воспитанников были выставлены на различных конкурсах:

2018 г. Республиканский конкурс детского творчества «Академия талантов» Номинация

 

2018 г. Республиканский конкурс детских рисунков «Северная палитра» Сертификат
2018 г. Конкурс детских рисунков, посвященный Дню пожилых людей «Бабушка рядышком с дедушкой» Диплом
2018 г. Конкурс декоративно-прикладного искусства «Стильные украшения для модниц»ю Диплом
2018 г. Международный фестиваль «Бриллиантовые нотки» в номинации «Изобразительное искусство» Колодезникова Эльза

Диплом

2019 г. Конкурс декоративно-прикладного искусства «Герои произведений 19 века», посвященный Дню памяти А.С. Пушкина 2019 г. Иванов Эрчим – 3 место.
Детский художественно-изобразительный творческий конкурс рисунков «Якутск – город будущего» посвященный Дню родного языка 2019 г. Докторов Антон – 1 место, Олесова Снежана – 1 место,

Яковлев Вася – 2 место, Мигалкин Максим – 2 место, Румянцев Сеня – 3 место,