Кружковая работа для детей 6 – 7 лет: «Очень умелые ручки»
Цель:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Задачи:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Кружок «Очень умелые ручки» рассчитан для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.
Кружок строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:
- связь теории с практикой;
- единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;
- дифференцированный подход;
- системность и непрерывность работы;
- сотрудничество педагога и кружковца;
- многообразие видов и форм деятельности;
- комплексность;
- принцип свободы выбора.
Режим работы кружка:
День недели: среда
Время: 16.15
Продолжительность: 25 – 30 минут.
Список детей
- Кыппыгырова Соня
- Ли Милана
- Львова Аня
- Николаева Агния
- Попова Иванна
- Янковская Катя
- Янковская Маша
- Франц Даниел
- Васильев Эрчим
- Лукавин Валера
- Нифонов Ваня
- Ядрихинский Эрхан
Перспективное планирование
О К Т Я Б Р Ь | ||
Раздел | № | Тема |
«Золотая осень»
|
1 | «Путешествие в мир природного и бросового материала» |
2 | «В гости к стране Листопандии» | |
3 | «Отбор и подготовка материалов к поделке
«Осенний лес» |
|
4 | Коллективная работа «Осенний лес»
(поделка из природного материала) |
|
Н О Я Б Р Ь | ||
«Удивительный мир тестопластики» |
1 | «Знакомство с тестопластикой» |
2 | «Приготовление теста» | |
3 | Коллективная работа: панно «Зимовье зверей») | |
4 | Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе) | |
Д Е К А Б Р Ь | ||
«Здравствуй, Зимушка-зима» |
1 | «Разговоры зимним вечером» |
2 | Пейзаж «Зимушка-зима» (подготовка, подбор и к изготовлению
объемной аппликации, воплощение задумки) |
|
3 | ||
4 | Оформление пейзажа «Зимушка-зима» | |
Я Н В А Р Ь | ||
«Крупинка» |
1 | «В гости к Крупинке» |
2 | Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы) | |
Ф Е В Р А Л Ь | ||
«День защитника Отечества» |
1 | «Праздник День защитника Отечества » |
2 | «Подарок папе»
(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок |
|
3 | ||
4 | Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация) | |
М А Р Т | ||
«Весенние красоты» |
1 | «Подарок мамуле к празднику» |
2 | Музыкально-игровая беседа «Королева Весна» | |
3 | Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани) | |
4 | Коллективное панно «Разноцветные розы» | |
А П Р Е Л Ь | ||
« В мире прекрасного» |
1 | «Наши соседи — комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения) |
2 | «Цветочное оригами» | |
3 | Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» | |
4 | Коллективное панно «Волшебный цветок» |
Содержание программы
1.«Золотая осень». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)
Материал к занятию: семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.
- «Удивительный мир тестопластики». Беседа. История создания тестопластики. Знакомство с тестопластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тестопластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.
- «Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).
Материал к занятию: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.
- «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).
Материал к занятию: Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.
- 5. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тестопластика изготовления военной техники.
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто, картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.
- «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.
Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).
Материал к занятию: ткань разных цветов, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.
- « В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».
Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».
Материал к занятию: кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А4.
Методическое обеспечение реализации программы
Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа -это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития.
Для положительного результата при организации кружковой работы используются:
- Использование игровой деятельности;
- Воспроизведение музыкальных композиций;
- Чтение художественной литературы;
- Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
- Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредством:
- Создания благоприятной эмоциональной сферы;
- Внедрение активных методов работы с детьми;
- Предпочтения и интерес детей;
- Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
- Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.
Итогом творческой работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год:
- Январь- №4
- Апрель- №4
- Конкурс
- Выставки детских работ
Материально — технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
- Памятки с правилами по технике безопасности.
- Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбомы : «Осень золотая», «Весна», «Цветы».
- Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого теста».
- Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы:
- Ножницы (8 шт), простые карандаши (8 шт.), ластик (8 шт.), клей ПВА (8 бутылок ), фломастеры (8 упаковок), гуашь (6 коробок), кисточки (по 3 шт. разного размера каждому кружковцу), двусторонняя цветная бумага, цветной картон, листы А4, салфетки (8 шт.), стаканчики (8 шт).
- Природный материал: засушенные растения, листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух, перья.
- Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань разных цветов.
- Разное: крупа, мука, соль, вода.
Прогноз результативности
Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.
Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал; владеть техникой аппликации, рисования, тестопластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Для определения уровня развития используются наблюдения и анализ продуктивной деятельности детей, после оформляются диагностические карты, на основе которых рассматривается личностно-ориентированный подход.
Литература:
А. Мелик-Пашаев. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. — М. : Чистые пруды, 2007
Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре, И «Просвещение», 1992 г.
Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 6-7 лет, И «Мозаика-синтез», 2011 г.
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», 2007 г.
Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2011 г.
Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012 г.