В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

За годы работы выпустила 2 сборника своих песен для детей «Туллукчаан» и «О5о саас». В сборники вошли песни:

  1. Көтөр ат
  2. Үрүйэ
  3. Солко туман
  4. Кыhыл көмүс таммахтар
  5. О5о саас
  6. Сайын
  7. Хоhуун
  8. Ньургуhун
  9. Ньээм – ньээм
  10. Көмүс күhүн
  11. Кыhын
  12. Туллукчаан
  13. Кубалар
  14. Тугутчаан

В 2014 году была разработана авторская методичка «Вокально – артикуляционные  упражнения».

Авторская методичка

«Вокально – артикуляционные  упражнения»

 Практика пения вокально – артикуляционных упражнений  усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Цель:

Выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Задачи:

Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

  • Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
  • Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
  • Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
  • Развитие способности петь слово интонационно чисто;

Артикуляционная гимнастика

состоит  из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы. подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнение «Ручеек».

Быстрые упражнения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя  или один звук, или тонического трезвучия  вниз, т.о. имитируя журчание веселого ручейка.

 

Упражнение «Моторик»

Заводим мотор (Р! Р! Р!). Поехали на мотоцикле (Р… Р… — и пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает все дальше дальше (Р –р –рь…Р –р –рь… — затихая).

Проговаривание и пропевание скороговорок

в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К.Орфа).  Проговаривание текста песни шепотом. Проговаривание текста песни в стиле «Рэп» с движением.

Попевка «Я музыкант».

Развивать метроритмическое чувство, звуковысотный слух. Познакомить с названиями нот, с понятием «гамма – эмоций». Воспитывать социально –коммуникативные навыки.

Дети стоят в кругу. Устанавливается метрическая пульсация шлепками по бедрам. На фоне метрической пульсации педагог декламирует текст.

Я музыкантом стать хочу («до» 1 октавы)

До ре ми фа соль ля си до

Ноты каждый день учу («до» 2 октавы)

До си ля соль фа ми ре до

Логопедические распевки:

Основаны на пропевании  попевок, направленных на овладение различными звуками.

Ра ра ра ра, вот высокая гора,

Ры ры ры ры, за горою комары,

Ро ро ро ро. потерял петух перо,

Ру ру ру ру, а барсук унес в нору,

Ри ри ри ри, поскорее посмотри,

Ре ре ре ре, мы играем во дворе,

Рю рю рю рю, я вам точно говорю,

Ря ря ря ря, занимаемся не зря.

Жа жа жа жа, мы нашли в лесу ежа,

Жу ж ужу жу, дали яблоко ежу,

Же же же же, ежик съел его уже.

Жи жи жи жи. Нам животик покажи.

Вокальные упражнения на гласные:

Методика проведения такова: всю попевку дети поют вместе, а один ребенок пропевает гласную.

Фонетический метод.

Чтобы гласные звучали ровно и сохраняли тембровую окраску, их следует петь округлым, прикрытым звуком «а» — с призвуком «о», «и» с призвуком «у», «е» с четким переходом  на прикрытое «э».

Мои уточки с утра: кря кря кря кря кря кря,

Мои гуси у пруда: гагага, гагага, га га га,

Мои курочки в окно: кококо, кококо, ко ко ко,

Ну а Петя по утру, нам споет: ку ка ре ку.

 

Пневмопластические упражнения

Направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.

Упражнения «Кулачки», «Обнимашки».

 

 

Упражнение «На болоте».

Лягушка очень любила свое болото. И мошки, и стрекозы, и комары – все поют на свой лад:

Па-та, па-та (работают губы – кончик языка);

Та-ча, та-ча (кончик – середина языка);

Ка-ча, ка-ча (середина – корень языка);

А-ка-а, а-ка-а ( корень языка – голосовые связки);

Т-ч-к, т-ч-к (кончик – середина – корень языка);

Та-ка, та-ка ( кончик– корень языка);

Па-ка, па-ка (губы – корень языка);

Па-та-ча-ка, па-та-ча-ка (губы – кончик – середина – корень языка);

С презентацией авторской методички «Вокально – артикуляционные  упражнения» я приняла участие:

На уровне муниципалитета

2015 2 Международный конгресс «Музыка для всех», мастер-класс
2017 Методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ
2018 Показ открытого занятия для педагогов ДОУ в рамках логопедического месячника «Совершенствование речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»