Работа кружка «Уран тарбахтар» носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей — несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки». Художественная деятельность — наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.
Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету — все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы — развитие творческих способностей детей и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.);
— овладение разными технологическими приемами обработки материала;
— приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие: Развитие у детей творческих способностей, воображения, фантазии, наблюдательности, мышления, памяти, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, чувство ответственности, коллективизма, вызывать положительные эмоции, аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.
Кружковая работа организована во второй половине дня. Занятия проводятся по выбору родителей и детей, 1 занятие в неделю.
Занятия построены с использованием следующей литературы:
- Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ТЦ «Сфера» М. 2005.;
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Комарова Т.С.
Кн. Для воспитателя д/с. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: просвещение, 1991.;
- Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая группы). Лыкова И.А. М.: Карапуз-дидактика, 2009. «Цветные ладошки»;
- Азбука конструирования «Лесные поделки» — занятия с детьми. – ООО «Карапуз-Дидактика», 2007;
- Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 48 с.;
- Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил.;
- Поделки из природных материалов/ авт.-сост. О.В. Белякова. М.: АСТ: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 316
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2008.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005.
- «Детский дизайн. Пластилинография». Давыдова Г.Н.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования кружка «Уран тарбахтар»:
— Знают и называют некоторые нетрадиционные техники рисования (рисование тычком, способом набрызга, печатания и др.); умеют пользоваться жесткой кистью; умеют располагать рисунок по всей поверхности листа; умеет смешивать краски; развито творческое воображение.
— Приобретают и расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве.
— Знают теоретические основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем, иголкой.
— Правильно и грамотно изготовляют несложные поделки из бумаги, пластилина, ткани, природного материала.
— Применяют в повседневной жизни полученные знания и умения.
Выделяются четыре раздела:
- Работа с бумагой и картоном.
- Работа с тканью и нитками.
- Работа с бросовым материалом.
- Работа с пластилином.
Содержание занятий кружка «Умелые руки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. В каждой разновозрастной группе перед детьми разного возраста ставятся определённые задачи.
Руководствуясь личностно — ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, предусматривается решение следующих задач:
- Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
- Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
- Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
- Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
- Вариативность творческих способностей.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме:
— развивающих игр;
— занятий-игр;
— проведения выставок;
— праздничного оформления помещений;
— участия в конкурсах.
Формы деятельности:
— групповые;
— индивидуально-групповые.
Методы деятельности:
— объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
— репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
Перспективный план занятий по ручному труду «Уран тарбахтар»
№ | Тема | Учебно-воспитательные задачи | Оборудование | Дата |
1 | Цветок | Познакомить детей с флористикой.
Учить детей работать с хрупким материалом. Развивать художественный вкус детей, творческие способности. |
Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. | Сентябрь |
2 | ||||
3 | «Семья весёлых ежей» | Закреплять навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать в коллективе | Сухие листья, клей ПВА, ножницы клеёнки, кисточки. | Сентябрь |
4 | ||||
5 | Мишка косолапый | Закреплять навыки работы с природным материалом. Развивать художественный вкус. Воспитать усидчивость, желание доводить дело до конца. | Картон, пряжи разных цветов, салфетки, клеёнки, кисточки. | Октябрь |
6 | ||||
7 | Коллективная работа «Бабочки» | Закреплять умение работать с шаблоном, использовать в работе пряжу. Способствовать развитие художественного вкуса. | Картон, пряжи разных цветов, салфетки, клеёнки, кисточки. | Октябрь |
8 | ||||
9 | «Осеннее дерево» | Развивать умение работать с разным материалом. Совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно. | Песок, стружка от заточки карандашей, клей, картон. | Ноябрь |
10 | ||||
11 | «Сказочный домик» | Учить детей делать сказочный домик по образцу с внесением своих изменений и дополнений.
Закреплять умение анализировать образец. |
Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. | Ноябрь |
12 | ||||
13 | «Метель» | Развивать эстетические чувства: чувства света, пропорции, композиции. | Маленькие стеклянные банки, пластилин, блески, тряпка. | Декабрь |
14 | ||||
15 | Ёлочки — игрушки | Учить детей мастерить игрушку из различных материалов, использовать для ее украшения новогодней ёлки. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. | Цветная бумага, прицепки, фольга, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. | Декабрь |
16 | ||||
17 | Куколки | Продолжать учить детей делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относится к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетические навыки. | Бумага А4, нитка, клей, гофрированная бумага. | Январь |
18 | ||||
19 | Снежинка | Закреплять умение работать по рисунку. Развивать художественный вкус. | Чёрный картон, спички, клей. | Январь |
20 | ||||
21 | Моряк (работа с прищепкой, подарок папе) | Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать ее в качестве подарка. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. | Прищепки деревянные, шаблоны деталей, цветной картон, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки. | Февраль |
22 | ||||
23 | Бусы для мам | Закреплять умение детей работать с бумагой. Развивать фантазию, эстетический вкус. Воспитать любовь к родным. | Цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, нитка, клей. | Март |
24 | ||||
25 | Плетёные салфетки | Учить детей работать с тканью. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. | Два куска цветной ткани размером 25х33 см, клей, ножницы, клеёнки, кисточки. | Март |
26 | ||||
27 | Птица | Совершенствовать умение работать с различными материалами. Создать с помощью перья объёмную поделку. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус и самостоятельность. | Картон, перья, бусинка, клей. | Апрель |
28 | ||||
29 | Лебедь | Познакомить с новым материалом. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. | Гофрированная бумага, бусинка, клей, рыбная чешуя, клеёнки, кисточки. | Апрель |
30 | ||||
31 | Бабочки | Учить работать детей с выкройкой. Самостоятельно располагать и наклеивать детали. Закрепить умение работать с ножницами. | Журналы, скотч, ножницы. | Май |
32 | ||||
33 | Клубника | Закреплять умение работать шаблоном. Побуждать проявлять аккуратность в процессе работы. Воспитывать трудолюбие. | Картон, шаблоны, клей ПВА, ножницы, салфетки розовых и зелёных цветов. | Май |
34 |
Самоотчет по кружковой работе
В течение 2018-2019 учебного года запланировано 34 занятия по кружковой деятельности «Уран тарбахтар» в подготовительной группе. С октября по февраль было проведено 21 занятие.
Кружковая работа обеспечила развитие детских замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, затем к самостоятельному целеполаганию.
В ходе кружковых занятий у детей наблюдалось:
— развитие творческих способностей,
— формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
- Дети узнали понятие о разных линиях: вертикальных и горизонтальных, а также понятие о точке отсчета
- У детей развили цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, дети научились подбирать цвет к фону.
- Дети научились плоскостному моделированию — умение составлять из прямых линий изображения предметов и композиции.
- Дети научились владеть иголкой и ниткой.
- У детей сформированы усидчивость, терпение, внимательность, старательность, эстетический вкус, объяснительная и доказательная речь.
Темы для занятий подбирались с учетом природных явлений и возрастных возможностей детей. В конце пройденной темы организовывалась выставка детских работ.
Вывод:
Работа по кружковой работе способствует:
— всестороннему развитию ребенка: развиваются мыслительные операции, личностные качества, мелкая моторика;
— развитию художественного вкуса детей, творческих способностей, умению работать в коллективе
Свой педагогический опыт по организации кружковой деятельности «Уран тарбахтар» представила:
Показ кружковой деятельности для слушателей курсов ИРОиПК | Сертификат ИРОиПК |
Республиканская выставка декоративно-прикладного творчества педагогов в рамках инвестиционно-педагогической ярмарки «Сельская школа. Образовательная марка — 2016» | Сертификат МО РС (Я) |
Публикация плана работы по кружковой деятельности | https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/02/11/perspektivnyy-plan-zanyatiy-po-ruchnomu-trudu-uran
|
Работы моих воспитанников были выставлены на различных конкурсах:
2018 г. Республиканский конкурс детского творчества «Академия талантов» | Номинация
|
2018 г. Республиканский конкурс детских рисунков «Северная палитра» | Сертификат |
2018 г. Конкурс детских рисунков, посвященный Дню пожилых людей «Бабушка рядышком с дедушкой» | Диплом |
2018 г. Конкурс декоративно-прикладного искусства «Стильные украшения для модниц»ю | Диплом |
2018 г. Международный фестиваль «Бриллиантовые нотки» в номинации «Изобразительное искусство» | Колодезникова Эльза
Диплом |
2019 г. Конкурс декоративно-прикладного искусства «Герои произведений 19 века», посвященный Дню памяти А.С. Пушкина 2019 г. | Иванов Эрчим – 3 место. |
Детский художественно-изобразительный творческий конкурс рисунков «Якутск – город будущего» посвященный Дню родного языка 2019 г. | Докторов Антон – 1 место, Олесова Снежана – 1 место,
Яковлев Вася – 2 место, Мигалкин Максим – 2 место, Румянцев Сеня – 3 место, |