Опрос для родителей
Памятка для родителей будущих первоклассников
Скоро в школу… Этой осенью ваш ребенок переступит порог школы. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Тип личности ребёнка и его готовность к школе.
При подготовке ребёнка к школе, родители и воспитатели должны учитывать, прежде всего, его индивидуальные особенности, в том числе тип темперамента. А знаете ли вы, какой тип темперамента у вашего ребенка?
Дети – флегматики
Они медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключаться с одного дела на другое.
Зная эти особенности ребенка, не должны торопить его. Так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнения задания в более быстром темпе.
В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т.д.. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Нужно использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.
Дети – холерики
Холерики непоседливы, подвижны. У этих детей потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения.
Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого.
Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь малышу осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом, поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока подсохнет краска».
Полезен прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как склеить домик. Научи меня строить мост, у тебя это хорошо получается».
Ребенок – холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.
Дети – сангвиники
Отличаются живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Они – работоспособные, энергичные, легко сходятся с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям педагогов протекает у таких детей довольно быстро и благополучно.
Ребенок – сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать ее небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие.
Необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.
К ребенку – сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат.
Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.
Дети – меланхолики
Отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других и с трудом адаптируются к новым условиям.
В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.
Главное – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).
Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится и результат увидят сверстники (можно попросить его сделать подарок малышу или другу). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач.
Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.
Любите своих детей, принимайте их такими, какие они есть!
Подготовка ребенка к школе
Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребенок отправится в школу.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.
Теперь ребенок должен систематически и напряженно работать, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребенка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно. Конечно, как и во многих других областях, многие из нас и в вопросе готовности ребенка к школе хотят быть впереди планеты всей, добиться блестящих результатов. И право каждого – решать, нужна подготовка к школе или нет.
Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребенка, начинать эту работу надо заранее, вести ее постепенно, с учетом возрастных, психосоматических и личностных особенностей дошкольника.
Где подготовить ребенка к школе?
-
Заниматься дома самостоятельно по специальным пособиям, кубикам, таблицам, счетным палочкам;
-
Записаться на подготовительные курсы при школе;
-
Обратиться к частному преподавателю.
Как подготовить ребенка к школе?
-
Беседовать о жизни, читать книги и обсуждать их;
-
Изучать буквы, цифры, формы, противоположные понятия;
-
Развивать мелкую моторику (почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях, развивается умение мысленно представлять себе предметы, «рассмотреть» их в уме. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т.д.);
-
Развивать внимание и усидчивость;
-
Развивать память (учить песни и стихи, делать специальные задания в пособиях, играть в игры для развития памяти, в сюжетно-ролевые игры («Больница», «Дочки-матери», «Школа» и т.д.). Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания «взрослого»).
-
Учить анализировать (найти связь начала истории и ее конца), придумывать рассказ по картинкам.
Что должен знать ребенок идущий в первый класс.
Главное для ребенка не освоить счет, письмо и чтение, то есть получить конкретные учебные навыки, а развивать те качества, которые пригодятся ему для освоения этих навыков в дальнейшем. Это познавательный интерес, умение слушать инструкцию, самостоятельность, ответственность и др.
Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретет уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребенка – с развитием малыша все будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе – это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать ее надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребенка, ведь у каждого малыша своя схема развития.
И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои – в любом случае ребенок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.
Памятка для родителей
«Золотые правила подготовки к школе»
-
Не «перекармливайте» ребенка знаниями, давайте столько новой информации, сколько он способен воспринять.
-
Определите периоды наибольшей работоспособности ребенка и организуйте занятия именно в это время.
-
Помогите ребенку узнать о своих сильных сторонах, это придаст ему уверенности не только в учебе, но и в жизни.
-
Опирайтесь на сильные стороны ребенка в процессе обучения.
-
Не обещайте ребенку, что занятия по подготовке к школе будут только интересными и веселыми. Подготовьте его к тому, что учеба – это труд.
-
Приучите ребенка к мысли, что оценивая качество его работы, вы будете не только хвалить, но и критиковать.
-
Делая замечания, не характеризуйте личность ребенка, а указывайте на конкретные недостатки.
-
Избегайте навешивания «ярлыков», обидных замечаний.
-
Ограничивайте себя в желании давать советы ребенку. Лучше попросите его посоветовать что-нибудь самому себе.
-
После занятия поговорите с ребенком и спросите, что ему понравилось больше всего, что вызвало затруднение.
-
Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми.
-
Демонстрируйте свою уверенность в том, что у ребенка все получится.
-
Научите ребенка позитивно мыслить: «Пока у меня эта цифра получается не очень красивой, но завтра я постараюсь сделать ее лучше».