Каждый родитель, прежде всего как отдать ребенка в школу, мучается вопросами: «Может ли мой ребенок учиться в школе?», «Готов ли мой ребенок учиться?», «Что означает понятие «Готовность к школе?», «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс?».

Многие родители пытаются научить ребенка читать и писать. Но прежде всего, как научить ребенка чтению, задайте себе вопрос «А правильно ли я учу ребенка читать?» и «Доставляют ли занятия по чтению и письму радость и удовольствие моему ребенку?». Если вы научите читать ребенка неправильно, то ребенок в школе будет испытывать трудности. Может отстать от школьной программы.

Следует помнить, что успешное обучение зависит не только от умений читать и писать, но и от житейского кругозора, который поможет ребенку успешно ориентироваться в новом для него мире.

Знания

Ребенок должен знать:

  • Полностью свое имя, отчество и фамилии и отчества родителей, номера их телефонов, свой адрес, хорошо также, если он помнит наизусть номер и адрес детского сада, фамилию и отчество воспитателей;
  • Сколько ему лет;
  • Последовательность времен года и уметь хоть немного рассказывать о том, что в это время происходит в природе, какие праздники празднуют люди; хорошо, если он будет иметь представление о том, сколько в году месяцев, сколько дней в неделю, что такое утро, день, вечер, ночь;
  • В каком городе он живет, как называется главная улица города, какие в нем есть достопримечательности;
  • Как называется страна, в которой он живет; хорошо, если он имеет представления о том, какие народы в ней живут, на каких языках они говорят, как выглядит флаг и герб страны;
  • Какие звери и птицы живут в лесу, в деревне, в городе, в жарких странах и т.д.;
  • Где работают его родители, какие профессии существуют, для чего они нужны.

Хорошо, если ребенок умеет описать картинку, составить по ней рассказ, разложить 3-4 картинки в нужной последовательности, рассказать, что на них происходит (например, мальчик взял санки – поехал с горы, упал – поднялся и отряхивает снег), если он умеет найти общее слово для ряда предметов (чашка + чайник + кастрюля- посуда), играть в «третий лишний» («лишняя» чашка, потому в ней не кипятят воду, «лишний» чайник, потому что у него носик, а у чашки и кастрюли его нет, «лишняя» кастрюля, потому что она не нужна для чаепития).

Хорошо, если ребенок твердо знает, что такое «длиннее» и «короче», «шире» и «уже», «тоньше» и «толще», «быстрее» и «медленнее» и т.д., что значит «поровну», «больше на один», «меньше на один», «сначала» и «потом» и т.д.

 

Умения

Не менее важно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками самообслуживания. Если он не сможет быстро переодеться после физкультуры, привести себя в порядок после посещения туалета, завязать развязавшийся шнурок, пользоваться ножом и вилкой и т.д., у него наверняка появятся лишние трудности в школе.

Будет очень хорошо, если при поступлении в школу ваш ребенок будет уметь:

  • Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
  • Умываться утром после сна и вечером – перед сном;
  • Причесываться (своей расческой), утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
  • При приеме пищи сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережевывать пищу;
  • Пользоваться носовым платком;
  • Вовремя ходить в туалет;
  • Быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;
  • При входе в помещение вытирать обувь;
  • Переодеваться в домашнюю одежду и обувь.

 

Социальные навыки

 

Школа – это не только учителя, это еще и ученики. И ваш ребенок должен научиться находить с ними общий язык – и со старшими, и со сверстниками. Это очень сложно. И пока просто поговорим о том, что вас должно насторожить.

У ребенка, скорее всего, будут проблемы в общении с учителем и одноклассниками, если он:

  • Настроен исключительно на игру, не научился получать удовольствие от того, что узнает что-то новое;
  • Недостаточно самостоятелен;
  • Чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • Не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию:
  • Мало знает об окружающем мире;
  • Имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • Не умеет общаться со сверстниками, решает возникшие проблемы силой или сразу признает свое поражение, не умеет договариваться, идти на компромисс;
  • Не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, развязан.

 

Каждый из этих пунктов — повод для серьезного разговора с психологом. Возможно, не только ребенку, но ивам придется изменить свое поведение, научиться чему-то новому.

Не уходите от проблем вашего ребенка, они не решаются сами по себе, и не откладывайте в долгий ящик. Решайте их сейчас, пока у вас есть время.

И еще помните: ваш ребенок идет в школу не за оценками, а за знаниями. Не говорите ему: «Ты будешь получать…», а настройте ребенка на то, что в школе он узнает много нового и интересного, получит нужные для него знания и умения.

 

Метки: