Протопопова Анегина Егоровна,  

педагог дополнительного образования по английскому языку первой квалификационной категории

            Многие родители понимают, что знание иностранного языка стало необходимым элементом образованности. Ребенок, владеющий иностранным языком, лучше реализует свои возможности и добьется больших успехов в учебе и в жизни.

          В дошкольном возрасте активно развивается речь ребенка: совершенствуется ее практическое употребление, растет словарный запас, происходит овладение грамматическим строем речи, развивается фонематический слух, происходит осознание словесного состава речи. С другой стороны, обучение иностранному языку на начальном этапе требует большого количества мелких действий, которые легко и с интересом выполняются дошкольником в игровых ситуациях и на которые трудно настроить ребенка 11-12 лет. Дошкольный возраст выгоден психофизиологическом плане для овладения языком.

           Игра – это ключик к успеху, что в год, что в шесть лет.

           В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, игра очень созвучна его природе. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

            В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, помимо собственно игры.

            Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе, которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

            Развитие и обучение детей английскому языку происходит исключительно в игровой форме, поскольку игра в дошкольном возрасте выступает в качестве естественной среды, окружения ребенка. Именно через игру, благодаря игре ребенок познает мир, начинает видеть целостную картину мира, безболезненно входит во взрослую жизнь и проявляет интерес к иноязычной среде.

Уважаемые родители!

           Изучайте английский язык вместе с детьми! Делайте это с интересом и увлеченно, как наши дети. Приобретайте книги, раскраски на английском языке, аудио-видео материал (диски, по интернету обучающие мультфильмы, песенки) и тогда изучение иностранного языка превратится в увлекательное и непринужденное занятие.

  1. Приветствуйте ребёнка утром по-английски, желайте доброй ночи, первое время переводите то, что произносите.
  2. Показывайте ребёнку предметы домашнего обихода (дверь, комната, чашка и пр.) называйте их по-английски и переводите свои слова.
  3. Маленькому ученику должно быть интересно, он не должен уставать, поэтому занимайтесь с ним, играя. Помогут обучению кубики и карточки с английскими буквами, музыкальный плакат с алфавитом.
  4. Приобретите и читайте ребёнку книги с небольшими стихотворениями на английском языке и переводом. Словарь с яркими картинками также понравится детям и не даст угаснуть интересу.

Важно, чтобы процесс был непрерывным. Учите язык понемногу каждый день: несколько минут потратьте, чтобы вспомнить с ребёнком то, что уже знаете, а потом добавляйте к этому новый материал.

Во время прогулки по несколько раз повторяйте названия  окружающих вас предметов и явлений по-английски, подкрепляйте свои слова наглядным материалом: вот дерево, собака, машина, дом, солнце и т.п.

Так ребёнок сможет лучше запомнить большую часть новых слов. Английскую грамматику, времена и глаголы оставьте в стороне. Сначала пополняйте словарный запас, а уже затем будете учиться строить самые простые фразы.

В какие игры и как играть с детьми

           Обучение детей английскому языку можно осуществлять не только в дошкольном учреждении, но и в условиях семьи. Для этого не обязательно иметь педагогическое образование, достаточно знать, как организовать и провести дидактические игры с детьми дома.

            Дошкольное детство – это мир сказок, увлекательных игр, историй и песенок, мир, где царствует интерес поиграть со сверстниками. В этом возрасте происходит переход детей от детского сада к школе, замена ведущего вида деятельности, а именно: игровая деятельность переходит в учебную. Но не спешите лишать детей этой радости. Не стоит бояться, что слишком много играющие дети не научатся серьезности и ответственности.

            Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального и переносит умения, полученные в мире, на реально значимую деятельность. Наоборот, чтобы дети легко и естественно включились в школьную деятельность, принимали требования к поведению, нужно их к этому постепенно приучать, чтобы не травмировать детей, и не обязательно для этого исключать игры при обучении английскому языку.

            Игровой метод  обучения является наиболее эффективным, так как приучать детей к умственному труду постепенно, делая его занимательным и интересным. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется не только тем, что игра – это источник детской радости, но и тем, что она является основным способом решения учебных задач.

            Дидактические игры при обучении английскому языку имеют большое значение так как в таких играх у детей происходит не только усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов: мышление, память, произвольное внимание, а также важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам и, конечно же, такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба. Поэтому важность использования дидактических игр при обучении английскому языку особа велика не только на занятиях, но и дома, во время прогулок, отдыха.

            Не секрет, что родители, чтобы не огорчать малыша, иногда стараются не заметить допущенной ребенком ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает ее главная педагогическая ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желания играть до победы. На практике вы можете убедиться, что игры помогают решать задачи умственного, сенсорного, нравственного развития ваших детей, сближают детей в семье, игры с детьми помогут вам лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними.

            Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Например, мама с сыном едут в автобусе в течение 30-40 минут. Сколько игр можно вспомнить за это время: «Отгадай, что я задумала», «Да или нет», «Добавь слово», «Расскажи, что ты видишь» и другие. Время проходит быстро, а самое главное – с большой пользой для обоих: мама видит, как усваивает ее сын лексико-грамматический материал на занятиях по обучению английскому языку и имеет возможность закрепить полученные знания, а сыну – интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учится говорить на английском языке, а также учится думать.

            Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Так, например, маленькой дочери мама предлагает приготовить обед для кукол, пока мама готовит обед для семьи. Но для этого нужно «сходить на рынок», «купить необходимые продукты».

            Мама играет с дочерью в такие игры: «На рынок за овощами и фруктами», «Чудесный мешочек», «Понюхай, чем пахнет», «Фруктовый салат» и другие. Игры не мешают маме, а сколько задач решено! Мама делает много открытий о своей дочке: уясняет, что она знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для малышки многому ее обучает.

            Можно вместе с детьми изготовить настольно-печатные игры. Родителям нужно привлекать детей к сбору иллюстраций, изготовлению карточек, фишек для игр. Такая подготовительная работа поможет приучить детей бережно обращаться с картинками, играми, хранить их в определенном месте.

            Перед организацией игр в семье родителям необходимо внимательно изучить индивидуальные особенности своих детей, руководствоваться этим при отборе игр. Так, например, слишком возбудимым, подвижным детям советуют чаще предлагать настольно-печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и другие. Детей с замедленной реакцией следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи: «Кто быстрее назовет?», «Добавь слово», «Отвечай быстро».

            Для детей пятого года жизни используйте словесные игры. Они хороши тем, что не требуют усилий для их проведения, надо лишь использовать игры в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.

            Маленький совет: если вы участвуете в игре, очень важно быть объективными, справедливыми арбитрами ее результатов.

 

Метки: