1.Формальные параметры:
1.1.Наименование педагогического опыта   Проект «Удивительный мир красок». Формирование и развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования.  
1.2.Автор – разработчик педагогического опыта Педагог дополнительного образования по изодеятельности высшей   квалификационной категории Фёдорова Любовь Иннокентьевна
1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №39 «Ромашка» городского округа «город Якутск»  
1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта   Инновационный проект,  практико-ориентированный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Период формирования проекта 2011 – 2012 учебный год, период практической реализации 2013-2015 годы.
1.5.Адрес педагогического опыта   Улица Лермонтова 96/1, город Якутск, Република Саха (Якутия) Россия. Телефон: 40-27-28
2.Содержательные параметры:
2.1.Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности   (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике)         Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка.Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.         Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.      Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.       Мой многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.        Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание. 1.Детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, это — обучение без творчества; 2.Для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия, но это — творчество без обучения; 3.Нужен третий путь — путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).       Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии.
2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.         В дошкольном возрасте рисование является средством познания окружающего мира, а не самоцелью. Когда ребенок рисует, у него развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентировка в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что является очень важным в дальнейшем развитии.       Занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Детское творчество в рисовании носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытие для себя.       Детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.       Развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому начинать рисовать необходимо с младшего возраста и внедрять в работу нетрадиционную технику, учитывая, что развитие творческого потенциала ребенка делается через поиск нестандартных подходов.      Наиболее эффективным является подход – сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.       На подготовительном этапе, при планировании работы учитываются интересы детей. Есть дети – пассивны, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие. А есть дети, старательны, любознательны и свои работы выполняют самостоятельно. Поэтому хороших и одинаковых результатов от всех детей добиваться невозможно. У детей возникают трудности в изображении предметов тонкими линиями.  Рисунки у детей часто  получаются неузнаваемыми, далекими от реальности и как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.     Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные способы изображения. Изобразить можно разными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребенка.      Использование нетрадиционных способов рисования доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.  Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.       Все это организовано на личностно-ориентированной модели, используются наглядные, словесные, игровые приемы работы.      Вся работа строится в два этапа. На первом этапе решаются следующие задачи: Формировать интерес к изобразительной деятельности. Овладеть простейшими техническими приемами работы с разными материалами. Развивать воображение и видеть необычное в обычных предметах.  На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, решались следующие задачи: 1.Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности. 2.Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами. 3. Формировать относительную устойчивость замысла. 4.Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения. 5. Развивать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. 6.Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов. 7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. 8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
2.3.Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.        Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.   Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.  Пальчиковая живопись  Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  Рисование ладошкой  Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.  Прижми и отпечатай  Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.  Рисование углем  Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.  Монотипия  Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.  Кляксография  Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.  Набрызг  Радость творчества знакома каждому малышу.  Трафарет  Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.  Рисование по мокрому Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.     Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.  
2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.         В основу содержания проекта  положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:       Для того, чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.      Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.      Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно,не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.      Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.       Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; 4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.       Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: — игра, которая является основным видом деятельности детей; -сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в ПУТЕШЕСТВИЕ; — просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; — живая, эмоциональная речь воспитателя.
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки.    В представленном опыте определены  организационно-педагогические особенности   образовательного процесса по формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования, разработано   методическое обеспечение для  реализации проекта, составлено перспективное планирование    по формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием методов и приемов творческой деятельности. Цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей сташего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. I блок задач — «Организация образовательной работы  с детьми»: 1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. 2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы. 4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка. II блок задач — «Организация образовательной работы  с семьей». Повышение  уровня  компетентности родителей в вопросах приобщения детей к нетрадиционным методам рисования. -консультации; -мастер- классы; — участие в совместных мероприятиях. III блок задач — «Организация образовательной работы  с педагогами». Повышение  уровня  компетентности педагогов в  вопросах приобщения детей к нетрадиционным методам рисования. —  консультации, мастер-классы; — методические рекомендации.      В проекте отмечается логическое соответствие поставленных целей и задач выбранной методике их реализации. Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов:  широкое использование театрализованных  и словесных игр и игровых упражнений; беседы уточняющего, познавательного характера, наглядное моделирование.       Необычное сочетание материалов и инструментов в нетради-ционной технике рисования, а также универсальность их использования очень привлекательны для детей. Эти техники рисования открывают огромные возможности выражения собственной фантазии.      Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации проекта. Полученные результаты позволяют свидетельствовать об эффективности данного проекта: увеличивается доля детей,    проявляющих   интерес  к  рисованию. Также, повысилось число воспитанников ежегодно  участвующих в конкурсах детских работ на  выявление и развитие одаренности по изобразительному искусству, внутрисадового, городского, всероссийского   уровней, увеличивается  количество победителей и призеров.  
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).      Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети, родители и воспитатели. Следует отметить, что результат проекта  ориентирован главным образом на интересы самих участников (детей, родителей).            Проект   разработан с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет проводить  работу по изучению материала от более общего к более частному, с учетом зоны актуального ближайшего развития каждого ребенка, способствует тому, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям, их любознательности.
2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.         Основная цель педагогического опыта в контексте социальной направленности рассматривается как возможность   взаимодействия с городским музеем изобразительного искусства, по вопросу приобщения детей к изобразительному искусству, проведение совместных мероприятий творческого характера, участие воспитанников и их родителей в выставках, конкурсах. Воспитанники и их родители активно привлекаются к участию  в художественно-творческой деятельности через участие в выставках, конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня (внутрисадовых, городских, региональных. всероссийских). Проект предоставляет возможность для профессиональной реализации педагога, позволяет проявить   такие профессиональные качества как, умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы реализации целей и т.д.  Основным средством педагогического воздействия для осуществления реализуемых задач  выступает общение с воспитанниками.
2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).   1.Разработано перспективное планирование по формированию и развитию творческих способностей детей с учетом интеграции образовательных областей; 2.Систематизирована картотека методической литературы по теме, пальчиковые игры, образцы по рисованию в нетрадиционных техниках; 3.Подготовлен цикл консультаций для родителей по теме «Волшебные рисунки» 4.Создан буклет для родителей «Значение рисования в развитии ребенка». Мультимедийная презентация «Нетрадиционные техники рисования вдетском саду и их роль в развитиии детей дошкольного возрата»; 5.Разработаны методические рекомендации для воспитателей по использованию мнемотехники в процессе приобщения детей к чтению художественной литературы;        Педагогический опыт по формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования  был представлен на педагогических  советах  ДОУ в 2012, 2013 годах и рекомендован к использованию педагогами образовательного учреждения. В 2014 году для педагогов ДОУ был проведен мастер-класс по использованию нетрадиционной техники рисования.       Программно методическое обеспечение проекта,   позволит воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем детском саду, так и в других образовательных учреждениях.
3.Результативные параметры:
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.         С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.          Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.         Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно!         Реализация данного проекта позволила сделать  следующие выводы: 1. Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. 2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно. 3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности. 4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
3.2.    Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). Педагогический опыт  в области повышения качества образования и воспитания активно представляется на городских методических объединениях  воспитателей дошкольных образовательных учреждений, транслируется через Интернет ресурсы. Осуществляю  сетевое взаимодействие  с педагогами образовательных учреждений города, опыт работы по приобщению детей к нетрадиционным методам рисования, на сайте всероссийского образовательного проекта Рассударики (http://rassudarikki.ru/authors/238-411-665), а также на сайте международных педагогических идей «Академия одарённости» (http://akademiya-odarennosti.webnode/ru-665/)
3.3. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении  опыта. Репрезентативность внедрения данного педагогического опыта заключается в том, что 40% педагогов используют данный опыт в образовательном процессе, 27% воспитанников детского сада ежегодно принимают участие в реализации проекта.