РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Срок реализации программы 2019-2020гг

Пояснительная записка

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сфере ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В основу программы театрального кружка «Играем в сказку» легла программа «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.

Цель программы.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы.

1.     Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2.     Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

3.     Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).

4.     Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.

5.     Развить интерес к театру как искусству.

6.     Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.

7.     Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.

Методы работы.

Основными методами работы по данной программе являются:

  1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
  2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.

Содержание программы

Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.

Виды творческой деятельности Содержание деятельности Цель Средства обучения
                               Литературная Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других  форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат Сказки, рассказы, стихотворения.
                                  Игровая                                       деятельность Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи.   Атрибуты, необходимые для проведения игры.
  Драматизация Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу
  Кукловедение Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук   Пальчиковый и перчаточный тетры, материалы для изодеятельности.
  Театральная азбука Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов   Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам.


Реализация работы по программе.

1.      Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.

2.      Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.

3.      Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия  35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности

4.      Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.

5.      Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.

Принципы проведения занятий.

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения — на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих

способностей детей.

Элементы занятий:

— сказкотерапия, с элементами импровизации.

— разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.

— игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.

— рисование, аппликации, коллажи — использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая

Цель  – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.

Индивидуальная работа

На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.

Предполагаемые результаты реализации программы.

  Результат   Способы проверки  
1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни). диагностика
2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения Наблюдения, беседы, творческие задания
3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние Беседы, наблюдения
4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией) Наблюдения

Диагностика развития речи у детей 6-7 лет

                                    Методика «Словарная мобильность»
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 6 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. 
Придумай как можно больше слов на букву С. 
Время 1 мин. 
Оценка.
6 — 7 слов — высокий уровень; 
4 — 5 слов — средний,  
2 — 3 слова — низкий.
Задание Б. 
Закончи слова
Ход работы.
Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По…». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? На… » и т. д. 
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9)ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень. 
Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень.
Задание В. 
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г. 
Подбор рифмы.
Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день». 
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. 
Время работы с одним словом — одна минута. 
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д. 
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет? 
мяч — мячик; рука — …; солнце — …; трава — …; плечо — …; ухо — …; таз — … 
Оценка.
6-7 баллов — высокий уровень, 
4-5 баллов — средний, 
2-3 балла — низкий.
Задание Е. 
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо — …; дерево — …; снег — …; пух — …; бумага — …. 
Оценка.
4-5 баллов — высокий уровень, 
2-3 балла — средний, 
0-1 балл — низкий.
Задание Ж. 
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? 
Оценка.
6-7 баллов — высокий уровень, 
4-5 баллов — средний, 
2-3 балла – низкий.

Задание З. 
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на звук «д», сразу хлопнешь в ладоши«.
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение — высокий уровень, 
1-2 ошибки — средний, 
3 и более ошибок — низкий.

Таблица для диагностики развития речи (сентябрь)

Ф.И ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 У
1 Аммосова Сайнара                  
2 Андреев Кирилл                  
3 Васильева Вика                  
4 Васильева Уйгууна                  
5 Горохов Женя                  
6 Егоров Ратмир                  
7 Иванова Васианна                  
8 Колесова Сайаана                  
9 Кривошапкин Ермак                  
10 Наумова Сайаана                  
11 Павлов Сайдам                  
12 Попов Артем                  
13 Попова Лилия                  
14 Саввинов Дуолан                  
15 Соловьева Эмилия                  

Таблица для диагностики развития речи (май)

Ф.И ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 У
1 Аммосова Сайнара                  
2 Андреев Кирилл                  
3 Васильева Вика                  
4 Васильева Уйгууна                  
5 Горохов Женя                  
6 Егоров Ратмир                  
7 Иванова Васианна                  
8 Колесова Сайаана                  
9 Кривошапкин Ермак                  
10 Наумова Сайаана                  
11 Павлов Сайдам                  
12 Попов Артем                  
13 Попова Лилия                  
14 Саввинов Дуолан                  
15 Соловьева Эмилия                  

Работа с родителями

      Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

     Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  • наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
  • выставки и фотовыставки;
  • совместная деятельность;
  • день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций
Сроки  Тема Форма проведения
Октябрь «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Стендовая информация
Ноябрь-декабрь «Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование
Музыкальный спектакль «Волк и семеро козлят» Спектакль для родителей
Февраль «Мои любимые герои» Выставка рисунков
Март-апрель Спектакль «Чорон – сосуд счастья» Спектакль
Апрель-май «Наши успехи» Стендовая информация  

План взаимодействия с родителя

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка___________________________________________________________
Уважаемые  родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею………………………………………………….

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения……………

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения…………………………………………………………… ………………

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение…………………….

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы…………………………………………………………………………………

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведе­нии……

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»…….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому..

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помо­щью декламирования, мимики и пантомимики…..

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации………………………………..

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах……………..

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям………………………………………

14. Ребенок обладает лидерскими качествами……..
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произве­дения на бумаге с их помощью………….

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации…………………………………………………………………

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам……………………………..….

18. Ребенку присущи качества — настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты…………………………………………………….

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную по­становку доводит до конца)……………………………………………………………………………………….

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности…………………………………….
                                                  Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммиру­ются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ре­бенок и имеет наибольшую склонность.

Учебно-тематический план

Месяц Виды детской деятельности Тема Формы работы с детьми
Сентябрь       Подбор методической литературы Составление учебного плана Анкетирование родителей Диагностика уровня развития речи детей
  Октябрь   Театральная азбука «Все о театре» Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Посещение спектакля
Игровая деятельность Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения
Литературная деятельность Чтение сказки Николая Якутского «Как поссорились медведь и волк» Сопоставительный анализ с якутской сказки «Как поссорились медведь и волк»
Драматизация Разыгрывание сказки «Как поссорились медведь и волк» Драматизация музыкальной сказки
    Ноябрь     Кукловедение «Волшебный сундучок» Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок)  
Игровая деятельность Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?»
Литературная деятельность А. Барто «В театре» Знакомство с литературным произведением Заучивание стихотворения
Драматизация Разыгрывание сказки «Как поссорились медведь и волк» Инсценировка для родителей и младших групп
  Декабрь Игровая деятельность «Учимся говорить правильно» Объяснение понятия «интонация» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок
Литературная деятельность «Постучимся в теремок» Чтение В. Бианки «Теремок» Пересказ сказки Игра-загадка «Угадай — кто это?» Этюд на расслабление.
Азбука театра «Волшебные руки» Беседа «Как устроена перчаточная кукла» Просмотр презентации Упражнения для развития крупной моторики рук
Кукловедение Перчаточный театр «Теремок» Интонационные упражнения Драматизация сказки для младших групп
  Январь Игровая деятельность «Играем пальчиками» Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с  помощью пальчиков
Литературная деятельность «Угадай сказку» Викторина
Драматизация «Сочиняем сказку» Занятие по развитию речи Знакомство с жанровыми особенностями сказок
  Февраль     Азбука театра «Театральные профессии» Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш
Игровая деятельность «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» Повторение понятия скороговорка Введение понятия «рифма»
Литературная деятельность Чтение якутской сказки  «Старуха Бэйбэрэкээн с пятью коровами». Сопоставительный анализ с якутской народной сказкой «Старуха Бэйбэрэкээн с пятью коровами».  
Кукловедение Пальчиковый театр «Старуха Бэйбэрэкээн с пятью коровами». Инсценировка сказки с детьми
  Март Игровая деятельность «Волшебные слова» Сказкотерапия
Литературная деятельность Чтение якутской сказки «Чорон – сосуд счастья» Знакомство с новой сказкой Распределение ролей Обсуждение персонажей, их характер
Драматизация  «Чорон – сосуд счастья» Репетиция по  сказке Разучивание по ролям Разучивание песен, танцев  
Кукловедение «Волшебный сундучок» Изготовление атрибутов к сказке
  Апрель Драматизация    
  Май Литературная деятельность «У страха глаза велики» Чтение русской народной сказки Рассказы детей из личного опыта
Драматизация «Наши эмоции» Объяснения понятия «»эмоция Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения Инсценировка сказки «У страха глаза велики»
Кукловедение «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» Театр теней
Азбука театра «Почему я люблю театр» Беседа Викторина «Мы любим сказки»  

Список используемой литературы.

1.  Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г.

2.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г.

3.  Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.

4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.   Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.

  • Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.
  • Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
  •  Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию   связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г.
  • Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г.
  •  Якутские сказки / для детей младшего школьного возраста. А.Н. Иванова, М.В. Мигалкина – Якутск: Бичик, 2010. – 200 с., ил.