Паспорт музыкального зала в ДОУ
Предметно – пространственная развивающая среда в музыкальном зале помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.
Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деления на зоны. Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала можно условно разделить на 3 зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество», ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок и т д. оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально двигательное творчество и т.д. поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы муз. руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Спокойная зона. Спокойную зону в муз. зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить музыкальный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.
Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд муз. руководителя в соблюдении принципа комплесно-тематичесого планирования, дает возможность разнообразить дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор сформировать целостную картину мира.
Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к музыкальному залу.
- Муз. зал находится с южной стороны здания.
- Площадь не менее 70 кв.м.
- Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
- Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
- Поверхность стен помещения для муз. зала окрашены в светлые тона.
- Освещение муз. зала ДОУ – естественное.
- Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.
- Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.
- Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
- Обогревательные элементы должны быть ограждены съемными решетками.
- Влажность воздуха 40-60%
- Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1.5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.
- Температура воздуха в музыкальном зале +20 С*.
- Перед каждым занятием необходима влажная уборка помещения.
- Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков 260-300мм.
- Длительность занятий составляет:
2 младшая группа – 15 минут.
Средняя группа – 20 минут.
Старшая группа – 25 минут.
Подготовительная к школе группа – 30 минут.
Учебно – методический комплекс музыкального зала.
1.Теория и методика музыкального воспитания.
Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду»-2 изд.М. Просвещение, 1982г.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в д/с. Мозаика, Синтез,2009г.
Метлов Н.А. Музыка – детям. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя д/с, М. Просвещение,1985г.
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Ме. Рекомендации для педагогов, воспитателей и муз. руководителей. Конспекты занятий, сценарии досугов, развлечений, праздников. М.АРКТИ, 2002г.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в д/с. М.,изд.Скрипторий 2010г.
Бондаренко И.В. Игровые досуги для детей. М.,Айрис Пресс,2005г.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в д/с. (ст.и подг. гр),Ярославль, Академия развития,2006г.
2.Методическое обеспечение программы «Ладушки»
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Конспекты муз. занятий с CD приложением (младшая группа).СПб, И: «Композитор» 2009г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Конспекты муз. занятий с CD приложением (средняя группа).СПб, И: «Композитор» 2009г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Конспекты муз. занятий с CD приложением (старшая группа).СПб, И: «Композитор» 2009г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Конспекты муз. занятий с CD приложением (подготовительная группа).СПб, И: «Композитор» 2009г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Дополнительный материал к конспектам муз. занятий с CD приложением (подготовительная группа).СПб, И: «Композитор» 2009г.
- Программы и методическая литература по ритмике.
Буренина А.И. «Топ, хлоп малыши», программа муз. ритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб, 2001г.
- Программы и методическая литература по обучению детей пению.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. Академия, 1999г.
Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков. Н.Новгород, Нижегородсий гуманитарный центр, 2003г.
Орлова Т.М., Бекина С.И. (сост) Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6лет. М. Просвещение,1987г.
Орлова Т.М., Бекина С.И. (сост) Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7лет. М. Просвещение,1987г.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в д/с. М.,изд.Скрипторий 2010г.
Макарова Н.С. «Летите, песенки мои, летите» 2007г.
Пахомова К. «Сэттэ өҥнөөх кустукчаан», Элгээйи, 2008г.
5.Программа и методическая литература по развитию музыкального слуха и музицированию.
Кононова Н.Г. обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.М.Просвещение.,1990г.
- Праздники и развлечения в д/с.
Ходаковсая З.В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста. Сборник сценариев,М.Мозаика-Синтез,2004г.
Михайлова М.А Праздники в д/с. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, Академия развития 1998г.
Шабикова Т.А., Савельева Т.З. Праздники и развлечения в ДОУ, старший дошкольный возраст. М.АРКТИ, 2002г.
Картушна М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для 1 мл.гр.М. Творчесмй центр, 2007г.
Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и танцы для дошкольников). Волгоград.И: Учитель.2004г.
Зацепина М.Б., Быстрюкова Л.В., Липецкая Л.Б. Интегрированные развлечения в д/с. М. Творческий центр, 2011г.
Шумакова Е. Праздники, сценарии для д/с. М. Айрис Пресс,2007г.
Ткачева О.В. Сценарии праздников, развлечений и музыкальных занятий для д/с,СПб Детство-Пресс,2014г.
Захарова С.Н. Праздники в д/с. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Владос, 2005г.
ЛукошинаН., Чадова Л. Праздники в д/с для детей от 2 до 4 лет. М. Айрис Пресс, 2004г.
Слуцкая Н.Б. Будет день-будет праздник. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.
Зарецкая Н. Роот З. Праздники в д/с. М. Айрис-Пресс, 2004г.
Роот З. Музыкальные сценарии в д/с. М. Айрис-Пресс 2005г.
Захарова С.Н. Сценарии праздников для старших дошкольников. М. Владос, 2006г.
Праздники и развлечения в д/с. «Мозаика детского отдыха», М. «ВАКО», 2004г.
- Сборники песен, музыкальных игр.
Бондаренко И. Музыкальные игры в д/с для детей 5 – 7 лет. М. Айрис-Пресс,2005г.
Бондаренко И.В. Игровые досуги для детей. М.,Айрис Пресс,2005г.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в д/с. (ст.и подг. гр),Ярославль, Академия развития,2006г.
Сана дьыллаа5ы ырыалар, Н.Макарова
Кыра кыргыттарга бэлэх ырыалар, Н.Макарова
Кыра уолаттарга бэлэх ырыалар, Н, Макарова
Ийэлэргэ аналлаах ырыалар, Н.Макарова
Туллукчаан .Р.Спиридонова
Кулунчук. К. Пахомова
Сэттэ өҥнөөх кустукчаан. К. Пахомова
Чэйин, ыллыа5ын. 1 – 6 выпуск.
Новогодние песни для детей, ЯПК.
Наглядно дидактический материал
1.Наглядные пособия, книги.
Иллюстрации музыкальных инструментов.
Портреты композиторов (формат А3)
Иллюстрации по жанрам музыки. (песня, танец, марш)
Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет)
Самодельные муз. инструменты (коробочки, оленьи рожки и т.д.)
2.Музыкально-дидактические игры.
На развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Лесенка», «Три медведя», «Угадай, кто поет», «Кого встретил колобок».
На развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Ритмические карточки».
На определение характера музыки (настроения) жанров: «Солнышко и дождик», «Вот так зайцы», «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца: полька, вальс, пляска».
На развитие динамического слуха: «Отгадай, на чем играю», «Музыкальное лото».
CD диски ( классика):
Детские песни:
Ымыылар ыллыыллар, Г. Петрова
Ымыылар ыллыыллар, Г. Петрова
Саҥа дьыл . Фоновай музыкалар
Уостан түспэт ырыалар фонограммалара
Үөрүү ырыата. Полноценные фонограммы, тексты песен. Студия “Тулуйхан”.
Ыллаан таптал ырыатын. Полноценные фонограммы, тексты песен. Студия “Тулуйхан”.
Уол о5о барахсан. Студия “Тулуйхан”.
Ньургуьун аппыт. Алина Соргоева.
Хоровод, любимые мелодии. Мьюзик Бэби.
Ымыылар ыллыыллар. Кыра саастаах о5олорго ырыалар, Г. Петрова.
Новые детские песни . Лучшие хиты конкурса “День рождения”. СПб, 2006г.
Ырыа – кынат. Н. Макарова.
Сана дьыллаа5ы ырыалар, Н.Макарова
Кыра кыргыттарга бэлэх ырыалар, Н.Макарова
Кыра уолаттарга бэлэх ырыалар, Н, Макарова
Ийэлэргэ аналлаах ырыалар, Н.Макарова
Оборудование музыкального зала.
Фортепиано «Yamaxa» — 1 шт.
Музыкальный центр «Samsung»- 1 шт.
Мультимедиа – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Экран – 1 шт.
Стульчики детские «Хохлома» — 40 шт.
Стол письменный – 2 шт.
Стулья большие – 25 шт.
Красные дорожки (ковер) – 2 шт.
Мольберт – 1 шт.
Шкаф – 2 шт.
Огнетушитель – 1 шт.
Светильники – 7 шт.
Микрофоны – 6 шт.
Стойки – 3 шт.
Динамик «Тыас» — 1 шт.
Динамик с 2 колонками – 1 шт.
Музыкальные инструменты.
Бубенцы с колокольчиками – 1.
Кастаньеты – 2.
Ксилофон – 1.
Металлофон – 1.
Маракасы – 6.
Ложки деревянные – 30шт.
Трещетка – 1 шт.
Треугольник металлический маленький – 1 шт.
Треугольник металлический большой – 1 шт.
Свистулька «Птичка» — 2 шт.
Блок – флейта – 4 шт.
Трещотки – 3.