Психологические особенности детей младшего

дошкольного возраста (3 – 4 года)

Двигательная сфера (крупная моторика)

Ребёнок в возрасте 3 лет может несколько секунд простоять на одной ноге.

Перешагивает неприставным шагом препятствие высотой 25-30 см. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Мелкая моторика

Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.

Рисует круг, яблоко, мячик, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища. Основное новообразование – наполняет рисунки конкретным смыслом, то есть отображает предметы окружающего мира. Режет ножницами, делает бахрому, вырезает из бумаги простые фигуры. Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см. Лепет простые фигурки из пластилина.

Строит башню по образцу из 9 кубиков, Копирует с модели поезд, строит после показа мост.

Навыки самообслуживания

Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает пальто.

По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком. Моет руки с мылом перед едой. Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки. Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.

Речевая сфера ( Понимание речи)

Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?».

Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: « Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку». Ребенок понимает прочитанные, короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее. Называет практически все, за исключением одной – двух картинок из групп: животные. Люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.

Активная речь

Переход к полноценной речи.

Ребенок имеет словарный запас более 400 слов (может достигать 1500 слов). Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение. В речи использует сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Остается неусвоенной категория род. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. С 3х лет устанавливается согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечаются смешения рода у местоимений: «мая папа». Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и т. д.

Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Хорошо отвечает на вопросы. Повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3х цифр.

Познавательная сфера (Игра и действия с предметами)

Манипулирование предметом без попытки обследования.

Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»). Появляются более сложные сюжетные постройки. Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».

Восприятие

Восприятие ребенка непроизвольное.

Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:

— собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку;

— собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);

— подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров;

— собирает 2х-3х-составную разрезную картинку.

Правильно соотносит 4 пары одинаковых предметных картинок.

Пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки.

Различает, правильно показывает и знает названия 4 основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Правильно и по назначению использует геометрические фигуры.

Память

Непроизвольная.

Ребенок помнит свои имя, фамилию, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры.

Внимание

Непроизвольное, одноканальное гибкое, способен сам переключать внимание. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует.

Устойчивость внимания (способность ребенка сосредотачиваться на чем либо, например, на игрушке или игровой деятельности) до 15 -20 минут.

Находит 5-6 одинаковых изображений из 10 предметных картинок. Определяет, какого предмета не стало из трех предложенных.

Мышление

Формируются элементы наглядно-образное мышления. Сенсорный интеллект. У ребенка появляются символические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением.

Эмоционально-волевая сфера

Ребенок различает мальчиков и девочек. По просьбе «делится», дает игрушку другому ребенку. Появляются символические (творческие) игры.

Воля

С 3 лет поведение ребенка побуждается мотивами. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника. Система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.

Психологические особенности детей среднего

дошкольного возраста (4 – 5 лет)

Двигательная сфера (крупная моторика)

Возросшие возможности двигательной деятельности: ловкость, гибкость делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях. Особенно легко дается гимнастика.

Ребёнок ходит и бегает, согласуя движения рук и ног. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз. Сохраняет равновесие на ограниченной площади опоры. Может ходить на лыжах, скользить самостоятельно на льду, кататься на двухколесном велосипеде. Может лазить на шведской стенке, не пропуская реек. Прыгает через скакалку.

Мелкая моторика

Ребёнок в 4 – 5 лет хорошо знает правую и левую руку.

Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Правильно держит ножницы, может резать по диагонали, вырезать круг из квадрата, раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Сгибает прямоугольный лист пополам. Может строить дома из кубиков. Рисует красками, использует сочетания цветов. Правильно передает в рисунке форму, строение предмета, расположение частей, соотношение по величине. Его рисунки, узоры уже сложны по сюжету, а человек имеет настоящее лицо: с глазами, ртом. Срисовывает треугольник, прямоугольник. В 5 лет может начинать играть на некоторых музыкальных инструментах, вязать и вышивать.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребенок стал значительно увереннее в самообслуживании. Помощь взрослого ему нужна прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке он вполне самостоятелен. Он сам тщательно зашнуровывает ботинки и может завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы.

Пытается беречь одежду, что удается не всегда. Он может застилать свою постель.

Ест, пользуясь столовыми приборами, иногда и ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки, сам расчесывается и пользуется носовым платком. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до 2-3 поручений сразу.

Речевая сфера (понимание речи)

К 5 годам ребенок способен понять абстрактные понятия Он пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь. Ребенку хочется осмыслить значение слов, происхождение. Его интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш часами может видоизменять слово, «изобретая» новые. Умеет пересказывать небольшие литературные тексты. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Возникает интерес к юмористическим произведениям.

Активная речь

Речь усложнятся: ребенок усваивает правила грамматики, запоминает буквы.

К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. Ребенок использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто образовывает вопросительные предложения и может задать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопрос зачем? и для чего? и этими вопросами пытается решить глобальные проблемы. Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему. В 5 лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет будущее время, использует прошедшее. Правильно произносит все звуки родного языка. Составляет рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предмету.

Познавательная сфера (игра и действия с предметами)

С 5 лет – планомерное и последовательное обследование объекта.

Исследуя предметы, их свойства и качества ребенок пользуется разнообразными обследовательскими действиями; умеет выделять отдельные части и характерные признаки (назначение, цвет, форма, количество, величина) предметов и живых объектов, сравнивает и группирует их по этим признакам. Ребенок имеет представления о разных видах общественного транспорта, о жизни домашних и диких животных, знает название родного города, основные трудовые действия повара, врача, названия 3-4 деревьев, одного кустарника, 2-3 птицы, бабочку, жука. Различает и называет части суток. Исключает лишнее понятие из группы объектов.

Основным видом деятельности остается игра. Охотно играет со сверстниками в ролевые игры.

Восприятие

Помимо основных цветов, ребенок уже знает многие другие. Умеет составлять целое из 4-6 частей.

Воспринимает, узнает и описывает звуки колокольчика, свистка, бубна, деревянных ложек, хлопка в ладоши, погремушки; запахи: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный. Различает слабые- резкие, приятные – неприятные, сладкие. Различает свойства предметов: тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д. Определяет нахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте; воспринимает пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади.

Знает: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотносит события со временем его происшествия.

Развитие элементарных математических представлений

Ребенок считает в пределах пяти (количественный счет), отвечает на вопрос «сколько всего». Сравнивает 2 группы предметов, используя счет. Сравнивает 5 предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке. Знает круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Определяет направления движений от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Память

Ребёнок 4 – 5 лет отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки.

Присутствуют элементы опосредованного запоминания.

Объем:

— зрительная образная – 5 предметов;

— слуховая образная — 4 – 5 звуков;

— слуховая вербальная – 5 слов;

— кратковременная – воспроизводит 5 – 6 слов;

— тактильная – 4 -5 предметов.

Воображение

Воображение ребёнка в этом возрасте ведущая функция. Происходит развитие фантазии, появление творческой активности.

Внимание

Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.

Концентрация: рассматривает привлекательную картинку в течении 15 – 20 секунд.

Объем внимания: составляет 5 предметов.

Устойчивость внимания: 15 – 20 минут.

Мышление

К пяти годам при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Малыш предваряет предметное действие. Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно — схематическое, то есть ребёнок понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.

Проявляются элементы произвольности. Ребенок действует с предметами путем зрительного соотношения, с учетом формы и величины. При описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлеченные категории, опираясь на существенные признаки. Пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т. д.). Понимает элементарные причинно-следственные связи.

Эмоционально-волевая сфера

Малыш переступил порог застенчивости. Теперь он уже мало упивается успехами, а, в основном, стыдится недостатками, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что ребенок на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность. Формируется самооценка. Ребенок, как и раньше, весь в эмоциях, но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы или страх. Появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского, что больше всего отражается в игре. Девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, без выплеска эмоций, мальчикам необходимы азарт, соревнование, технические средства. Ребенок способен оценить свои результаты и окружающих, имеет завышенный уровень притязаний. Ребенок принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной. Называет по пиктограмме эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении и знает способы выражения и изменения эмоциональных состояний, также определяет эмоциональные состояния у героев сказки.

Сфера общения.

Потребность в общении – ведущая.

Продолжает сохраняться ситуативно — деловая форма общения со сверстниками. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают на передний план для ребенка. Роль взрослого в игре к пяти годам почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, ребенок учится сотрудничать и различать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Осведомлённость ребёнка:

  • Ребёнок в возрасте 5 – 6 лет хорошо знает свою фамилию, имя, отчество;
  • знает фамилию, имя, отчество родителей, профессию, адрес, город в котором живёт.
  • анализ: описывает предмет по известным признакам; выполняет задание: «найди шестое», и «логические цепочки» из 3 предметов и двум признакам; исключение на основе всех изученных сообщений.
  • зрительный синтез: из 6 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец.
  • сравнение предметов: по изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве, на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок; ребёнок должен самостоятельно называть по 5 сходств, 5 отличий.
  • обобщение: на основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
  • сериация:по цвету – 4 оттенка; по величине – 5 предметов; по эмоциональному состоянию – 4 карточки; по свойствам – 3 предмета.
  • классификация:на основе имеющихся обобщений по двум признакам с помощью взрослого.

Мышление

  • проявление элементов произвольности;
  • проявление творческой активности;
  • наглядно – действенное мышление: самостоятельно с предметом путём зрительного соотношения, с учётом формы и величины;
  • наглядно – образное: понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.
  • при описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлечённые категории, опираясь на существенные признаки;
  • пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т.д.)
  • словесно – логическое: находит простые аналогии – антонимы и синонимы;

определяет логические последовательности событий (по серии, сюжетные картинки);

— понимают элементарные причинно – следственные связи;

Внимание

— переключение внимания – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому;

  • концентрация внимания: рассматривает привлекательную картинку в течение 15 – 20 секунд;

— объём внимания – 5 предметов

  • устойчивость внимания – 15 – 20 минут;

-концентрация: находит в рисунке контура известное изображение, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделяет в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Эмоционально – волевое развитие:

  • Ребёнок в 5 – 6 лет способен оценить свои результаты и результаты окружающих людей;
  • имеет завышенный уровень притязаний;
  • потребность в общении ведущая;
  • общение со взрослыми – внеситуативно – личностное;
  • в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно – деловой формы к внеситуативно – деловой;
  • ведущая деятельность — сюжетно – ролевая игра;
  • принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной ситуации;
  • называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг;
  • умение рассказать о своём настроении;
  • знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний;
  • умение определить эмоциональное состояние у героев сказки;

Восприятие:

  • ребёнок в 5 – 6 лет хорошо понимает эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение;
  • Воспринимает звуки: колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.
  • Способен воспринимать запахи: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
  • свойство предметов: тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.
  • пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение
  • нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
  • времени:утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.

Память:

  • зрительная образная: объём – 5 предметов;
  • присутствуют элементы опосредованного запоминания.
  • слуховая образная: объём – 4 – 5 звуков;
  • слуховая вербальная: объём – 5 слов;
  • долговременная: рассказывают стихи, сказку;
  • кратковременная: воспроизводит 5 – 6 слов;

Воображение:

  • Воображение является ведущей функцией;
  • Активно развивается фантазия;
  • Проявляется творческая активность;

Психологические особенности детей старшего

дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Восприятие

  1. Дети в возрасте 6 – 7 лет усваивают отдельные эталоны и системы, в которые эти эталоны включены.
  2. Производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам.
  3. Складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём.
  4. Изменяется целостное восприятие предмета. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным (ребенок не только хорошо представляет себе общее очертание предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение).
  5. Дети решают практические и проблемно — практические задачи методом практического примеривания и методом зрительной ориентировки.
  6. Воспринимает оттенки изученных эмоциональных состояний.

Мышление

  1. Наглядно-образное мышление становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения.

На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое даёт возможность усваивать элементарные научные знания.

Память

Пользуется приемами опосредованного запоминания материала.

Преобладает образная память (6 лет – объем: 6 предметов; 7 лет – объем: 7-8 предметов).

Слуховая образная память6 лет – объем: 6 звуков; 7 лет– объем: 7 звуков.

Слуховая вербальная6 лет – объем: 6 слов; 7 лет – объем: 7-8 слов.

Если ребенок не может запомнить больше трех слов с четвертого предъявления, следует обратить внимание на психосоматическое состояние ребенка и обратиться к неврологу.

Воображение

Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).

Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет: репродуктивное с элементами творчества;7 лет: творческое воображение).

Внимание

  1. Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию и главным средством организации внимания является речь.
  2. Объем – 6 лет: 6 предметов; 7 лет: 7-8 предметов.
  3. Концентрация– 6 лет: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью; 7 лет: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки, умение видеть двойственные изображения.
  4. Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).
  5. Может действовать по двум правилам одновременно.
  6. Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.

Речь

Слово начинает служить источником знаний, передачи общественного опыта.

Речь активно включается в усвоение знаний, развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание, в формирование деятельности и личности ребенка

Новообразования:

В возрасте 6 – 7 лет появляются следующие новообразования.

  1. Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

  1. Возникновение соподчинения мотивов.
  2. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов.
  2. Повышенная чувствительность.
  3. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.
  4. Появление кризиса семи лет (капризы, демонстративное поведение).