Стили воспитания ребёнка в семье

В каждой семье осознанно или неосознанно формируется свой стиль взаимодействия с ребенком – система воспитания. На основе методов и целей, которые взрослые реализуют по отношению к своим детям, можно выделить несколько воспитательных тактик. В этой статье я хочу поговорить о стилях воспитания и какие последствия каждый из них имеет для ребенка.

Авторитарный стиль воспитания.

Этот стиль проявляется в абсолютной родительской власти над ребенком. Один или оба взрослых выступают в роли диктаторов: лишают ребенка права голоса, подавляют самовыражение, не принимают во внимание его мнения и желания. Система внутрисемейных отношений строится на жестком подчинении родительской воле. К ребенку всегда выдвигают завышенные требования и большие ожидания. Эмоциональная близость в таких семьях либо вовсе отсутствует, либо слабо выражена. Цель авторитарных методов зачастую благородная – сделать из ребенка идеальную личность, закаленную суровым воспитанием.

Подобный стиль воспитывает в детях трудолюбие, стойкий характер, ответственность. Но в то же время авторитаризм – это одна из наиболее опасных тактик, способных обернуться серьезными неудачами при формировании личности. В психологическом портрете людей, выросших в таких семьях, преобладают пассивные черты: безынициативность, склонность к зависимостям, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Одновременно во взрослой психике укореняются черты, которые в детстве использовались как контрмеры к авторитаризму – склонность к обману, лицемерие, неконтролируемая грубость, вспышки агрессии. При таком стиле семейного воспитания у человека есть два пути развития: либо вырастает безвольный, безынициативный взрослый, со сниженной самооценкой, не способный брать на себя и нести ответственность , со слабым Я, либо жестокий авторитарный человек, привыкший добиваться своего силой, конфликтный, грубый, агрессор. Ими становятся дети с более сильной психикой.

Гиперопекающий стиль воспитания

Приоритетом для таких родителей становится сверхзабота о ребенке. В окружении тотальной опеки дети ограждены от всех рисков и трудностей, а сама забота, как правило, не согласуется с возрастом ребенка. Выделяют два вида гиперопекающего воспитания. Потворствующая гиперопека – ребенок развивается в обстановке вседозволенности, к нему не выдвигают никаких требований и при этом никогда не наказывают. Доминирующая гиперопека – это так называемый феномен «золотой клетки», когда ребенок огражден от внешнего мира со всеми его трудностями, но при этом лишен самостоятельности, ему многое запрещено и каждый шаг контролируется.

Пожалуй, главный парадокс гиперопеки заключается в том, что в избыточной заботе нет истинного родительского внимания: чуткости к эмоциям ребенка, сопричастности к его скрытым проблемам и внутренним переживаниям. Дети, выросшие под крылом гиперопекающих родителей, оказываются неприспособленными к взрослой жизни. Изоляция от реальности и отсутствие навыков социализации приводят к несамостоятельности, инфантилизму, неспособности верить в свои силы. Одновременно таким людям присущ эгоцентризм, демонстративная несдержанность в эмоциях, вседозволенность, проявление асоциальности.

Либерально-попустительский стиль воспитания

Когда ребенку разрешается все, ему потакают, он ни в чем не знает отказа, ему предоставляется неограниченная свобода, он делает, что хочет. В отношении к ребенку царит вседозволенность . Казалось бы, чем плохо? Свобода! Делай, что хочешь! Но по силам ли ребенку справиться с неограниченной свободой? При этом попустительский тип воспитания предполагает тактику невмешательства, по сути родителям мало дела до их детей, они им не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Свои проблемы подростку приходится решать самому. А сторонники либерального стиля не запрещают ребенку ничего, его любят и балуют.

Их дети не привыкли к тому, что есть в жизни ограничения, есть слово НАДО. Достигая подросткового возраста, им трудно вписаться в социум, они начинают конфликтовать с теми, кто им не потакает, для них не существует интересов других людей, поэтому у них не ладятся отношения, как со сверстниками, так и с учителями. Они эгоистичны, постоянно недовольны окружающими их людьми, которые не желают выполнять все их прихоти. Такой стиль семейного взаимодействия проповедуют поклонники всевозможных зарубежных «систем воспитания», не учитывая культуры, особенностей тех стран, где главенствуют эти стили и их отличий от нашей страны и нашего менталитета.

Демократический стиль воспитания

Наиболее гармоничный и сбалансированный стиль. Взрослые признают право своих детей на саморазвитие, считаются с их интересами и желаниями. Свою роль они видят в качестве наставника, который своим опытом и знаниями помогает в становлении детской личности. Забота для таких родителей ассоциируется, прежде всего, с вниманием – чуткостью к эмоциям, детским проблемам и переживанием. Основным воспитательным инструментом становится доверительный диалог, уважение друг к другу и взаимоподдержка. В таком стиле воспитания остается место обоснованным запретам и конструктивной критике, но никогда не используют упреки.

Это наиболее оптимальная стратегия формирования личности. У ребенка без перегибов развивается чувство собственного достоинства, самооценка, представления об ответственности, он легко и непринужденно взаимодействует с окружающими. Данный стиль воспитания создает хорошее подспорье для развития эмоционального интеллекта и успешной социализации в обществе.

Иногда родители придерживаются разных взглядов на воспитание, в этом случае важно, чтобы был выработан единый стиль. А еще есть бабушки или дедушки. Их помощь бесценна, но они могут добавить напряженности в семью, если воспитывают внуков так, как считают нужным. Родителям бывает трудно отстоять свое право на воспитание своих детей, фактически отстоять границы своей семьи. Для этого нужно уметь договариваться, слышать другую точку зрения, отстаивать свою. При возникающих трудностях лучше обратиться за помощью к специалистам

В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи — формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Именно семья имеет такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), возможность  в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому. Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал.