Кружковая работа для детей 6-7 лет «Юные книголюбы»

Данный кружок организуется в подготовительной группе «Мир Диснея» с октября по май 2016-2017г. дополняющий и обогащающий реализацию образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц — 34 занятия в год, с продолжительностью 25-30 минут.

Цель кружка: Формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.

Задачи кружка:

Образовательные:

  1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
  3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
  4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
  5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
  4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

  1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
  2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
  3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи:

— формирование эмоционально-образного воспитания  произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);

— развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идей, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

Основную роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под ними понимаются выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Если в начале идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста.

Режим кружка:

День недели: пятница

Список детей:

  1. Борисов Максим
  2. Гуляев Сандаман
  3. Егоров Леня
  4. Дьячковская Настя
  5. Заровняева Эвелина
  6. Иванов Витя
  7. Максимова Алиса
  8. Павлов Тимур
  9. Павлова Саша
  10. Семенов Максим
  11. Федотова Айта
  12. Яковлева Арина

Перспективный план работы кружка

 

Месяц Тема Цель
 

 

Сентябрь

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.
«Кого можно встретить в лесу осенью?» Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е.Чарушина. Побуждать детей составлять рассказ по фотографии животного. Придумать к рассказу соответствующее название
Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.
Чтение главы из книги А.Милна «Вини-Пух и все-все-все». Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания
 

Октябрь

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к  образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е.Трутневой «Осень», передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей
Ознакомление с малыми фольклорными формами. Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок
Малые фольклорные формы. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц.
Ноябрь Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.
Чтение стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление
Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни
Малые фольклорные формы Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, воспроизводить образные выражения
Декабрь Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег». Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства.
Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста, развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни
Малые фольклорные формы Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Январь Рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович». Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию содержания идеи произведения.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа». Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
 

 Февраль

Чтение сказки У.Диснея «Три поросенка». Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.
Литературная викторина «Поэты-детям». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему
Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей.
Чтение басни С.Михалкова «Ошибка». Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С.Михалкове как о баснописце.
Март Чтение туркменской сказки «Падчерица». Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства.
Чтение рассказов, стихотворений о весне. Е.Есенин «Черемуха» Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов
Чтение басни М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей
Чтение главы из книги А. Милна «Вини Пух и все-все-все». Творческие задания. Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия
Апрель Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, пословицах
Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрывающиеся почки». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух
Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко» В.Подляского. Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.
Чтение норвежской народной сказки «Пирог». Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характеров героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте
Май Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки
Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.
Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна». Учить детей составлять описательные рассказы  по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры; развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность
Литературная викторина.  Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год.

Ожидаемый результат

По развитию литературной речи:

  1. У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
  2. У детей 6-7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
  3. Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

  1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
  2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
  3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:

  1. Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
  2. Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
  3. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
  4. Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

  1. Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
  2. В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
  3. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
  4. Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Литература:

  1. О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Москва 2012.
  2. Н.А.Карпухина, «Чтение художественной литературы». Воронеж,2012.
  3. Л.Е.Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей», СП: «Детство»,2005.
  4. О.В. Дыбина «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе», Мозайка—Синтез,2008.
  5. От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:Мозаика-синтез, 2010. — 304 с.Просвещение