Кружковая работа для детей 6-7 лет «Юные книголюбы»
Данный кружок организуется в подготовительной группе «Мир Диснея» с октября по май 2016-2017г. дополняющий и обогащающий реализацию образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц — 34 занятия в год, с продолжительностью 25-30 минут.
Цель кружка: Формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.
Задачи кружка:
Образовательные:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
- Прививать интерес к положительным героям произведений.
- Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
- Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
- Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
- Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи:
— формирование эмоционально-образного воспитания произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);
— развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идей, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.
Основную роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под ними понимаются выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
Если в начале идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста.
Режим кружка:
День недели: пятница
Список детей:
- Борисов Максим
- Гуляев Сандаман
- Егоров Леня
- Дьячковская Настя
- Заровняева Эвелина
- Иванов Витя
- Максимова Алиса
- Павлов Тимур
- Павлова Саша
- Семенов Максим
- Федотова Айта
- Яковлева Арина
Перспективный план работы кружка
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы. |
«Кого можно встретить в лесу осенью?» Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е.Чарушина. | Побуждать детей составлять рассказ по фотографии животного. Придумать к рассказу соответствующее название | |
Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». | Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. | |
Чтение главы из книги А.Милна «Вини-Пух и все-все-все». | Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания | |
Октябрь |
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. |
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е.Трутневой «Осень», передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей | |
Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок | |
Малые фольклорные формы. | Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц. | |
Ноябрь | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». | Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. |
Чтение стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени | Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление | |
Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» | Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни | |
Малые фольклорные формы | Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, воспроизводить образные выражения | |
Декабрь | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки |
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег». | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. | |
Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». | Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста, развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни | |
Малые фольклорные формы | Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |
Январь | Рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию содержания идеи произведения. |
Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа». | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | |
Февраль |
Чтение сказки У.Диснея «Три поросенка». | Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. |
Литературная викторина «Поэты-детям». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему | |
Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». | Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. | |
Чтение басни С.Михалкова «Ошибка». | Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С.Михалкове как о баснописце. | |
Март | Чтение туркменской сказки «Падчерица». | Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства. |
Чтение рассказов, стихотворений о весне. Е.Есенин «Черемуха» | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов | |
Чтение басни М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». | Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей | |
Чтение главы из книги А. Милна «Вини Пух и все-все-все». Творческие задания. | Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия | |
Апрель | Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, пословицах |
Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрывающиеся почки». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух | |
Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко» В.Подляского. | Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы. | |
Чтение норвежской народной сказки «Пирог». | Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характеров героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте | |
Май | Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». | Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки |
Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». | Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | |
Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна». | Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры; развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность | |
Литературная викторина. | Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год. |
Ожидаемый результат
По развитию литературной речи:
- У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
- У детей 6-7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
- Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
- Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
- Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
- Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
- Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
- Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
- Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
- Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
- Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
- В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
- Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
- Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Литература:
- О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Москва 2012.
- Н.А.Карпухина, «Чтение художественной литературы». Воронеж,2012.
- Л.Е.Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей», СП: «Детство»,2005.
- О.В. Дыбина «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе», Мозайка—Синтез,2008.
- От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:Мозаика-синтез, 2010. — 304 с.Просвещение