Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа в группе
«Кустук» на 2020-2021уч.годы.
Цель: Создание системы физкультурно — оздоровительных мероприятий, позволяющих эффективно решать задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни воспитанников через обеспечение взаимодействия МБДОУ и семьи.
Задачи:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
— формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки;
— воспитание у детей личной физической культуры, формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение уровня физической готовности;
— сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Успешное решение поставленных задач и выполнение ФГОС ДО возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания). Чтобы обеспечить воспитания здорового ребенка, работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы и лечебно — профилактических мероприятий.
Оздоровительная система строится с учетом особенностей возраста, физического развития и здоровья воспитанников и содержит следующие элементы:
- Организация режима и комплексная диагностика состояния здоровья детей;
- Организация двигательного режима;
- Охрана психического здоровья;
- Лечебно-профилактическая работа;
- Оздоровительная работа.
- Организация режима и комплексная диагностика состояния здоровья детей.
Задачи:
- Создание комфортного режима пребывания детей в дошкольном учреждении.
- Организация жизни детей в адаптационный период.
- Определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным, половым особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявления факторов риска для их здоровья и развития:
создание здоровьесберегающей среды, таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность детей во время занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомление;
изучение новейшей литературы по использованию оздоравливающей технологии.
- Исследование состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники, выявление функциональных нарушений:
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
регулярный осмотр детей медсестрой, определение группы здоровья.
- Отслеживание успешности обучения, воспитанников с целью диагностического наблюдения за их развитием, диагностирование общего уровня физической подготовленности в начале и в конце учебного года.
- Организация двигательного режима.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.
- Утренняя гимнастика (ежедневно 5-7 мин.)
— традиционная форма (комплекс ОРУ);
— обыгрывание сюжета;
— подвижные игры с разным уровнем подвижности;
— с элементами ритмики;
— оздоровительный бег (на воздухе);
- Физкультурные занятия:
— тематические;
— комплексные;
— сюжетные;
— игровые;
— на свежем воздухе;
— контрольно-учетные.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В каждой возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
— в среднем возрасте развить физические качества (выносливость, силу);
— в старших группах — оформить потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
- Подвижные и музыкальные игры в первой и второй половине дня на прогулке 3-4 раза в неделю (20-30 м.)
- Корригирующая гимнастика после дневного сна (ежедневно 3-5 мин.)
- Физкультминутки.
- Самостоятельная двигательная деятельность.
- Организация активного отдыха (спортивные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья и т.д.).
- Охрана психического здоровья
Задачи:
- создание условий, обеспечивающих психическое, физическое здоровье, эмоциональный комфорт;
- обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению.
- диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, развития речи и в формировании психологического статуса дошкольников.
- Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического и психического здоровья, которое включает:
— эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),
— позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),
— благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами).
Индивидуальные и групповые занятия направлены на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы.
На занятиях используются:
— Психодиагностика.
— Элементы аутотренинга и релаксации.
— Психогимнастика.
— Элементы музыкотерапии, сказкотерапии и смехотерапии.
- Лечебно-профилактическая работа
Задачи:
- Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
- Профилактика инфекционных заболеваний.
Лечебно-профилактическая работа в детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.
Профилактическая работа
- Контроль за состоянием здоровья детей.
- Контроль за состоянием осанки и свода стопы.
- Контроль за правильным дыханием на занятиях физкультуры, утренней гимнастики.
- Подбор мебели в соответствии с ростом ребенка.
- Витаминотерапия.
- Кварцевание.
- Сбалансированное питание.
- Чесночно-луковые закуски.
- Употребление соков, фруктов, овощей, витаминных салатов.
- Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
- Оздоровительная работа
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.
Система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии результатами и имеющимися условиями.
Эффективные закаливающие процедуры:
- Утренняя гимнастика в облегченной форме + босохождение + воздушные ванны.
- Обширное умывание прохладной водой.
- Полоскание рта и горла прохладной водой.
- Массаж лица, шеи, рук, ног, стоп.
- Самомассаж стоп.
- Босохождение по профилактическим дорожкам.
- Физическое занятие на воздухе.
- Босохождение по траве (лето).
- Игры с водой во время прогулки (лето).
- Воздушные ванны (ультрафиолетовые лучи, лето).
- Ежедневные оздоровительные прогулки.
Благодаря системной работе, по охране жизни и здоровья дошкольников, в ДОУ не отмечено вспышек инфекционных заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников.
Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.