Для ребенка с ОВЗ инклюзия должна стать процессом , способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых , коммуникативных навыков и навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении. Но для того, чтобы воспитание и  обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями  в среде обычных сверстников были успешными , требуется специализированная помощь.

           Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени , которое необходимо , чтобы помочь ребёнку с особыми потребностями , то есть обеспечить каждому ребёнку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу. В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с конкретным ребёнком.

           Для этого требуется включение тьютора в воспитательно –образовательный процесс дошкольного учреждения. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми. С помощью индивидуального наставника особые дети социализируются , преодолевают затруднения, усваивают образовательный материал в соответствии со своими возможностями.

          Важно понимать , что тьютор это не нянька ,которая ежесекундно находится с ребёнком , решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист , задача которого помочь ребёнку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы ( в развитии, социализации ) в индивидуальном порядке. Это значит что, тьютор может сопровождать не одного ребенка, а нескольких, то есть группу детей из детского сада или непосредственно в группе, составляя индивидуальную программу для каждого малыша. Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении , выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи,  реализуемые тьютором , ранообразны:

— сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;

— подготовка условий для образования ребёнка в конкретной системе образования.

. Во время образовательной деятельности тьютор:

— следит за организацией рабочего пространства ребёнка;

— соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

— если общее задание для всех детей сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.

        Тьютор становится связующим звеном между тьюторантом и специалистами ДОУ, родителями. Он планирует режим дня ,адаптирует пространство где занимается ребёнок под его нужды , подбирает методические пособия , анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов ,необходимых на данном этапе.

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребёнка (согласно возрастным особенностям) . Эта позиция строится из из трёх составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.

 Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребёнком своих умений ( «я умею вырезать», «я знаю игры и умею играть с другими детьми» ), осознании того, что он может делать сам, а что – со взрослыми , когда ребёнок может адекватно оценить свои возможности.

Самоопределение – из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умение предоставить  ( на уровне ребёнка – дошкольника ) результат работы ( понимание « а что должно получиться в итоге?» ).

Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребёнку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Последним этапом , если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора , предоставление ребёнку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Кондакова Мария Анатольевна , тьютор 

Метки: